Поездка на Украину

Друзья спрашивали о впечатлениях от Украины после двух с половиной лет жизни в России, потому решил написать. Сразу предупреждаю: на объективность не претендую, видел только два города, и то в спешке. Ничего против Украины не имею, я вообще за мир и дружбу. Поездка на Украину была краткой и по делу.

Перелёт

В самой поездке ничего особо нового не было, останавливаться особо смысла нет. Из нововведений только паспортный контроль между Белоруссией и Россией, которого ещё в феврале (ездил на истерическую родину на 2 дня в начале 2017 года) не было. Но о причинах знал, отнёсся спокойно. Бацька решил ввести безвизовый режим с рядом стран, а в России этому не были рады. Вот и ввели контроль. Хотя всё равно рейсы считаются внутренними.

Стало заметно меньше дальних поездов, купить билет сложно. Точнее, при желании составить маршрут можно, но с 8-10-часовым ожиданием в пункте пересадки, что само по себе сложно. Плюс следи за багажом. Из-за этого пришлось выбирать более дорогой, хотя и более быстрый, маршрут с перелётом через Львов. Кстати, белорусы (летал рейсами «Белавиа») позволяют снимать фото и видео даже при взлёте и посадке, но с обязательным условием перевода смартфона в режим полёта.

Приезд во Львов

Несмотря на выходной, людей на улицах мало, значительно меньше, чем в прошлые годы – много кто выехал на заработки в Польшу или в Россию. Это понятно и объяснимо – любить страну и проявлять свой патриотизм можно и издалека, а вот жрать всегда хочется даже в стране победившего достоинства.

Стыковка между самолётом и поездом была с минимальным запасом, потому времени походить не было. Но из замеченного за 2 часа – стало слышно значительно больше русской речи на улицах. По ходу были две короткие встречи с друзьями, от них и получил информацию, что это изменение стало заметно в последний год.

В транспорте людей много, но с учётом написанного выше о меньшем количестве народа на улицах приходит мысль, что на маршруты стали выпускать значительно меньше автобусов и троллейбусов. Трамваем поездить не пришлось, хотя люблю этот вид транспорта.

На железнодорожном вокзале очень много патрулей, причём в какой-то странной форме – не полиция и не военные. И да – бродячие собаки, от которых в Ленинграде уже отвык. На всех вокзалах взяли новую моду – вместо привычного «нумерация вагонов с головы/хвоста поезда» стали объявлять «с восточной/западной стороны вокзала», очень «удобно» для приезжих. Я-то сориентировался, но представьте себе пенсионера, который ездит раз в год.

Нужно было пополнить счёт на украинском номере, чтобы можно было хоть немного пользоваться. На вокзале негде (тоже странно – в таких местах как раз бы пользовалось спросом), спросил в одной из точек с пирожками – ответили, что рядом вообще нет. Правда, отошёл 100 метров, в одном из магазинов подробно рассказали, куда идти. Оказалось недалеко.

Мобильный оператор «Киевстар» – жулик ещё тот: сменили тариф без моего ведома, включив абонплату. Учитывая, что на счету много не было, украсть смогли максимум 5 гривен (чуть менее 10 рублей). Мобильный интернет – почувствовал, насколько же я привык к хорошему качеству: после нормального 4G перейти на 3G (и то не всегда, порой и Edge) было тяжело. Кстати, формально запрещённые (и подлежащие блокировке) на Украине ВК и Яндекс-Почта работали, хотя и с небольшими перебоями. При этом средств обхода блокировок в телефоне не устанавливал, всё работало и так. А вот видеосвязь в Viber не включалась вообще, пришлось довольствоваться только голосом.

Тернополь

В Тернополь приехал уже в тёмное время суток. Вокзал ничем не удивил, всё то же слабое освещение, бомжи и бродячие собаки. Но, в отличие от Львова, патрулей видно не было. Маршрутов транспорта не забыл, добирался куда надо без подсказок.

Что неприятно поразило – освещены несколько центральных улиц, а всё остальное – хоть фильмы ужасов снимай, например, экранизацию Лавкрафта или Стивена Кинга. О подобных фильмах напоминает и большое количество ям во дворах, грязь и снова же куча собак. Такое большое количество собак возникло благодаря местным идиотам, забывшим, что города в первую очередь строятся для людей и безопасность людей должна быть на первом месте. Вместо отстрела или иных методов зачистки было принято стерилизовать бродячих животных. Но это проблемы не решило, так как они людей кусают, а не, простите за подробности, имеют во всех позах «Кама-сутры». В магазин пришлось ходить, оглядываясь по сторонам… Да, во дворах ещё и темно, что давно стало непривычным. Дома (в Ленинграде) во дворе можно поскользнуться, но не шагнуть в яму, грязь и т.д. А в Тернополе после прогулки по дворам приходилось всегда чистить брюки.

Как я не стремился избежать встреч со знакомыми (в первую очередь по причине нехватки времени), полностью это не удалось, пришлось периодически останавливаться и рассказывать, где живу и работаю и т.д. Если раньше привычное мне название города «Ленинград» у многих вызывало неприятие, то сейчас – уважение и зависть.

Коммунальные услуги. Все цены сравнивать не буду, лишь один пример: кубометр холодной воды в Тернополе стоит 13-14 гривен, а в Ленинграде – 28 рублей (около 12,5 гривен), то есть, немного дешевле. Горячая вода – уже отвык от подачи по графику, как и от того, что по факту она может быть еле тёплой (при оплате, как за китяток). Кстати, в Ленинграде её отключают не на месяц, а всего на 11 суток, причём не с полуночи, а с 12 часов дня. Удобно.

Цены на продукты. Если брать по среднему размеру зарплат, дешевле всё, жить намного легче. Если же брать абсолютные цифры, переводя рубли в гривны, то часть продуктов даже в таком варианте дешевле на 10-15%. С ходу увидел, что в Тернополе дороже мясо, хлеб, часть овощей. Нет, я не спорю, и у нас есть хлеб по 100-200 и более рублей, но здесь имеется в виду минимальный диапазон цен в городах.

А вот транспорт дешевле нашего значительно, можно было на этом не экономить вообще. Если в Ленинграде я 2-3 остановки обычно хожу пешком, то в Тернополе при нехватке времени можно было не думать, а спокойно ехать те же 2-3 остановки. Заметил строительство новых троллейбусных линий (кстати, когда очередные выборы – не к ним ли строят?), но по уму это следовало сделать ещё лет 25 назад. Зато у нас водитель маршрутки не позволит себе есть за рулём при движении, при этом умудряясь ещё и брать оплату за проезд у людей. На моё замечание и требование отложить бутерброд он ещё и возмутился. Пришлось объяснить, что на его безопасность мне плевать, но он за рулём отвечает за нашу. Если что, 16-й маршрут, номер маршрутки ВО0218АА, 20 ноября 2017 года, время (местное) между 16 и 17 часами. Ехал с Дружбы на Киевскую.

Очень много пьяных. Несмотря на то, что у нас много людей ходит на улице с пивом (более крепкого почти не видел), пьяных мало. Там же во дворе, как по расписанию, каждый вечер между 8 и 9 часами по местному времени драки.

Людей на улице так же мало (по размерам города), как и во Львове. Но при этом застройка идёт активно, в первую очередь торговые и развлекательные заведения. В стране победы майдана производство не нужно, лучше пусть будет то, что при СССР называлось спекуляцией.

За время проживания в России мне тоже приходилось пользоваться транспортом для дальних поездок, в том числе и самолётом. И вот заметил, что при практически одинаковом уровне цен на билеты, классе самолёта и т.д. на российских и белорусских рейсах накормят всегда, хотя бы предложат лёгкую закуску. На украинских даже чашка кофе стоит 2 евро. Возвращался в Ленинград, не выспался перед поездкой. Попросил белорусов налить чуть больше кофе – дали второй стакан бесплатно, ещё и спросили, всё ли хорошо.

В общем, впечатления от города, где когда-то родился, ужасные. Приезжать больше не хочется вообще, хотя и так не планирую в ближайшие года 3-4.

Comments:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *