Светодиодная матрица и управление ей в Arduino

Светодиодная матрица – удобное средство для отображения информации: во-первых, она ярче обычных TFT-дисплеев, во-вторых, больше по размеру, что в ряде случаев имеет преимущества (если нам не надо отображать фотографии).

При желании без особых затруднений можно найти готовую сборку – матрица 1088 (или любая подобная, 8x8 светодиодов) и в комплекте с ней контроллер MAX7219. Эта небольшая микросхема способна самостоятельно управлять не только отображением светодиодов, но и менять их яркость (для всей матрицы, а не по светодиодам), а также она «знает», как вывести цифры на семисегментный индикатор. Это означает, что разработчику будет меньше работы. Управление достаточно простое, по интерфейсу SPI по трём проводам – выбор устройства, данные и синхронизация.

Также часто такие сборки объединяют в блоки по 4 последовательно, получается мини-дисплей размером 32x8 пикселей, что достаточно удобно – можно отобразить слово длиной до 5 букв. Стоит отметить, что эта сборка умеет передавать данные дальше по цепочке, и 4 штуки последовательно – не предел. Я объединял 4 блока по 4 такие сборки, получался дисплей 128x8 (также можно получить 64x16 при соответствующей программной настройке, это просто), работавший без торможения и обновляющийся 50 раз в секунду. Хотя, в отличие от схемы в прошлом материале, здесь программное обновление не нужно – за вывод информации отвечает контроллер на плате, дело программиста – указать, что выводить, а не как.

Для работы с такими сборками есть специальная библиотека для Arduino – Max72xxPanel, доступная на GitHub. Для её корректной работы также требуется подключение библиотек SPI и Adafruit_GFX, но это не проблема. Первая библиотека присутствует по умолчанию в дистрибутиве Arduino IDE, вторая доступна на GitHub.

Инициализируем матрицу

Для начала попробуем инициализировать нашу матрицу. Выводы питания VCC и GND соединяем с аналогичными на плате Arduino, DIN подключаем к выводу 11, CS – 9, CLK – 13. Учтите, что эта нумерация верна для платы Arduino UNO, для других моделей интерфейс SPI может находиться на выводах с другими номерами.

С этой сборкой удобнее работать, «повернув» её программно на 90 градусов. Фактически, у нас есть 4 блока по вертикали и 1 по горизонтали, но отображать будем, как будто она ориентирована горизонтально. Причина простая – 1 столбец занимает ровно 1 байт, удобнее строить изображение.

Пишем начальный программный код для инициализации:

#include <SPI.h>
#include <Adafruit_GFX.h>
#include <Adafruit_SPITFT_Macros.h>
#include <gfxfont.h>
#include <Adafruit_SPITFT.h>
#include <Max72xxPanel.h>

int pinCS = 9;
int hBlocks = 1;
int vBlocks = 4;
byte brightness = 1;

Max72xxPanel matrix = Max72xxPanel(pinCS, hBlocks, vBlocks);

void setup() {
  matrix.setIntensity(brightness);
  matrix.setRotation(0);
  matrix.fillScreen(LOW);
  matrix.write();
}

void loop() {
}

Нажимаем Ctrl+U, загружаем скетч в плату и смотрим на результат, точнее, на полностью погасший дисплей.

Светодиодная матрица с контроллером погашенная
Светодиодная матрица с контроллером погашенная

Так и должно быть, мы просто очистили его. Попробуйте сами изменить строку 18 следующим образом:

matrix.fillScreen(HIGH);

В результате получим полностью светящуюся матрицу. Если светится тускло, увеличивайте яркость в строке 11, только постепенно и осторожно – у меня уже при значении 3 при взгляде на светодиоды ощущается дискомфорт и болят глаза. Так что с яркостью стоит начинать с минимума и плавно увеличивать.

Светодиодная матрица с контроллером засвеченная
Светодиодная матрица с контроллером засвеченная

Простейшую операцию мы выполнили, теперь давайте попробуем что-то написать.

Вывод статического изображения

Для примера возьмём слово из пяти букв, чтобы максимально заполнить матрицу. Можно, конечно, вывести по одному символу на матрицу, но для любой буквы хватает места 5*7 символов, поэтому с учётом интервала получится до 5 букв. Для примера возьмём слово «Старт».

Формируем изображение:

Схема засвечивания светодиодов в матрице
Схема засвечивания светодиодов в матрице

И модифицируем программный код, добавив туда массив с данными для включения определённых светодиодов (приводить не буду, скетч можно скачать для ознакомления по ссылке внизу). Рисовать будем по вертикали, старший бит – верхний ряд. Кроме этого, из кода можно исключить начальное заполнение матрицы, поскольку все светодиоды будут определены явно:

void setup() {
  byte x, y;

  matrix.setIntensity(brightness);
  matrix.setRotation(0);

  for (y = 0; y < 32; y++) {
    for (x = 0; x < 8; x++) {
      matrix.drawPixel(x, y, leds[y] & (1<<x));
    }
  }

  matrix.write();
}

Компилируем скетч, загружаем в плату и смотрим на результат:

Светодиодная матрица с выведенным словом
Светодиодная матрица с выведенным словом

В следующий раз сделаем на матрице бегущую строку и выведем надпись, которая не помещается по длине.

Скачать файл скетча

Комментарии:

2 комментария на «“Светодиодная матрица и управление ей в Arduino”»

  1. здравствуйте,а у вас нет принципиальной и электрической схемы сборки доного устройства?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *